Литературные афоризмы
.  
 

 

۩ На главную

 

Тексты

«Крейсер "Суворов"»

«La Carte 13»

«Шавела»

«Грюндерфилд»

«Большие П.»

«Вагоновожатый»

«Жизнь по контракту»

«Жизнь по контракту - 2»

«Гренобль и Пифагор»

«ГЗ»

«Заговор рвачей»

«Команда, которую создал я»

«Любовь больше, чем правда»

«Чагудай»

«Записки озабоченного»

«Накафельные рисунки»

«Офелия и Брут»

«Пьесы и пьески»

«Чешуйки бытия»

Публицистика

«Записки электрического автора»

 

Контексты

Литературные афоризмы

Смешные афоризмы

Литературные анекдоты

Литературные загадки

Филологические анекдоты

Исторические анекдоты

Политические анекдоты

Детский фольклор

Детские загадки

Забавные скороговорки

Пародии на рекламу

Частушки для взрослых

Садистские стишки

Пословицы и поговорки

Неприличные пословицы и поговорки

1000 лучших фильмов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литературные афоризмы

 

 

 

 

 

 

Афоризмы – это мудрость в портативной форме, концентрированный экстракт мыслей и чувств.

У. Олджер

 

Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке...

А. П. Чехов

 

Беда тех, кто пишет быстро, в том, что они не могут писать кратко.

Вальтер Скотт

 
 

В литературном мире нет смерти, и мертвецы так же вмешиваются в дела наши и действуют вместе с нами, как живые.

Николай Гоголь

 

Будем кратки. Мир перенаселен словами.

Станислав Ежи Лец

 

Некоторые книги были бы гораздо более ясными, если бы их не старались делать столь ясными.

Иммануил Кант

 

Стиль, что нос: двух одинаковых не бывает.

Джордж Бернард Шоу 

 

Существует мало людей, у которых фантазия направлена на правду реального мира. Обычно предпочитают уходить в неизведанные страны и обстановку, о которой не имеют ни малейшего представления и которую фантазия может разукрасить самым причудливым образом.

В. Гете

 

Самый опасный соблазн: не походить ни на кого.

Альбер Камю

 

То, что хорошо написано, никогда не надоедает. Стиль – это сама жизнь, это кровь мысли.

Гюстав Флобер

 

  Перечитывайте написанное, и если вам попадется особенно изысканный оборот, вычеркивайте его.

Сэмюэл Джонсон

 

Удивительна сила сопротивления, которое оказывает человеку бумага.

Ян Мыслэк

 

 

...писать надо, во-первых, только тогда, когда мысль, которую хочется выразить, так неотвязчива, что она до тех пор, пока, как умеешь, не выразишь ее, не отстанет от тебя. Всякие же другие побуждения для писательства, тщеславные и, главное, отвратительные денежные, хотя и присоединяющиеся к главному, потребности выражения, только могут мешать искренности и достоинству писания. Этого надобно очень бояться. Второе, что часто встречается и чем, мне кажется, часто грешны особенно нынешние современные писатели (все декадентство на этом стоит) – желание быть особенным, оригинальным, удивить, поразить читателя. Это еще вреднее тех побочных соображений, о которых я говорил в первом. Это исключает простоту. А простота -необходимое условие прекрасного. Простое и безыскусственное может быть нехорошо, но непростое и искусственное не может быть хорошо.

Л. Н. Толстой

 

Признак строгого и сжатого стиля состоит в том, что вы не можете выбросить ничего из произведения без вреда для него.

Бен Джонсон

 

Достоинство стиля заключается в ясности.

Аристотель

 

Я много раз выражала себя чужим стилем, который не дал мне ничего хорошего. Главное иметь свой стиль – и тебе будут подражать.

Мадонна

 

Писатель может и должен сказать читателям нечто новое, не потому что он иначе расценивает события, а потому что смотрит на них с другого наблюдательного пункта, видит не только общее, но и частное, не только политический или экономический облик исторических поворотов, но и то, что происходит в сознании, в сердце отдельных людей, которых зря называли «винтиками», они ведь выносят на своих плечах историю и ее создают.

И. ЭренбургА. Ермак. "Шавела"

 

Кто ясно мыслит, ясно излагает.

Никола Буало

 

...писатель должен уметь прямо говорить читателю правду, как бы она горька ни была. Поэтому к оценке каждого художественного произведения нужно, в первую очередь, подходить с точки зрения его правдивости и убедительности.

М. А. Шолохов

 

Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости.

К. Г. Паустовский

 

Писатель должен много писать, но не должен спешить...

А. П. Чехов

 

...в писателе должны действовать одновременно мыслитель, художник и критик. Одной из этих ипостасей недостаточно. Мыслитель – активен, мужественен, он знает – «для чего», он видит цель и ставит вехи. Художник – эмоционален, женственен, он весь в том – «как» сделать, он идет по вехам, ему нужны рамки, – иначе он растечется, расплывется, он «глуповат», прости господи... Критик должен быть умнее мыслителя и талантливее художника, но он не творец, и он не активен, он беспощаден.

Разумеется, крупное произведение должно создаваться всеми тремя элементами.

А. Н. Толстой

 

Суть писателя – то, что делает его писателем и, не побоюсь этого сказать, делает его равным государственному человеку, а быть может, выше его, – это некоторое определенное мнение о человеческих делах, полная преданность принципам.

О. Бальзак

 

Есть замечательные ораторы, они умеют замечательно фантазировать и звать к прекрасной жизни, но сами не умеют хорошо жить. С трибуны они зовут на подвиг, а сами живут как сукины сыны... Есть и среди писателей люди, у которых слово расходится с делом. Это несовместимо со званием писателя.

Н. А. Островский

 

Литература – это храм, куда можно входить лишь с чистой совестью и благородными стремлениями. Когда же люди подходят к этому храму с мелкими честолюбивыми стремлениями, корыстолюбивыми целями и со склонностью ко лжи – это величайшее преступление, совершаемое против народа.

С. Г. Шаумян

 

Настоящее писательство – как любовь. Его нельзя укрыть, когда оно волнует душу и толкает к перу; его нельзя вызвать искусственно, в нем нельзя фальшивить без того, чтобы вдумчивый читатель не почувствовал этой фальши и искусственности.

В. В. Боровский

 

Прежде чем начать писать, я всегда задаю себе три вопроса: что я хочу написать, как написать и для чего написать.

М. Горький

 

Сила воображения регулируется также искусством, особенно поэзией. Нет ничего ужаснее силы воображения без вкуса.

В. Гете

 

Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.

М.В. Ломоносов

 

Улучшать нравы своего времени – вот цель, к которой должен стремиться каждый писатель, если он не хочет быть только «увеселителем публики»...

О. Бальзак

 

...цель литературы – помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты...

М. Горький

 

Настоящий писатель – это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди.

А. П. Чехов

 

...явись в литературе десятки крупных талантов, первоклассных мастеров техники и ученейших людей, – они не изменят положения вещей, если принесут с собой только таланты, технику и знания... Пока литература не станет голосом общественной совести в самом широком смысле, пока она не сделает интересов народа центром своих исследований, помыслов и образов, ей не помогут никакие таланты и никакие знания... она будет производить в самом благоприятном случае только красивые игрушки.

Н. К. Михайловский

 

Писать надо только тогда, когда чувствуешь в себе совершенно новое, важное содержание, ясное для себя, но непонятное людям, и когда потребность выразить это содержание не дает покоя.

Л. Н. ТолстойА. Ермак. "Крейсер "Суворов"

 

Ни один автор не настолько умен, чтобы уразуметь глупость своих читателей.

Мультатули

 

Писание – удовлетворение, печатание – ответственность.

А. Г. Рубинштейн

 

Везде литература ценится не на основании гнуснейших ее образцов, а на основании тех ее деятелей, которые воистину ведут общество вперед.

М. Е. Салтыков-Щедрин

 

Горе писателю, который захочет сделать из своего живого дарования мертвую игрушку, которого соблазнят дешевый триумф виртуоза, дешевая власть его над своим опошленным вдохновением. Нет, произведение поэта не должно даваться ему легко, и не должен он ускорять его развитие в себе посторонними средствами.

И. С. Тургенев

 

На поприще литературы дойдут еще до того, чтобы платить писателям за то, что они не писали.

Т. Карлейль

 

Публика и не подозревает, какая неустанная работа мысли требуется от писателя, стремящегося к истине во всех своих выводах, и сколько постепенно накопленных наблюдений заложено в эпитетах, на первый взгляд несущественных, но предназначенных для того, чтобы выделить данное лицо из тысячи других.

О. Бальзак

 

Литература не должна наклоняться в уровень с обществом в его темных или сомнительных явлениях. Во что бы то ни стало, при каких бы обстоятельствах ни было, она не должна ни на шаг не отступать от своей цели – возвысить общество до своего идеала, – идеала добра, света и истины!

Н. А. Некрасов

 

Пишущие люди разделяются на литераторов и литературщиков: первые пишут по призванию, по сознанию своей способности писать; вторые – самозванцы. Ныне уже настало время, что понимают различие между этими двумя словами; – нынче литератор есть лицо почтенное, а литературщик – смешное и жалкое.

В. Г. Белинский

 

Литература есть нечто такое, что, проходя через века и тысячелетия, заносит на скрижали свои и великие деяния и безобразия, и подвиги самоотверженности, и гнусные подстрекательства трусости и легкомыслия. .И все, однажды занесенное ею, не пропадает, но передается от потомков к потомкам, вызывая благословения на головы одних и глумления на головы других.

М. Е. Салтыков-Щедрин

 

...только та литература есть истинно народная, которая, в то же время, есть общечеловеческая; и только та литература есть истинно человеческая, которая в то же время есть и народная. Одно без другого существовать не должно и не может...

В. Г. Белинский

 

Как часто... потомство обращается к прошедшему, как часто ищет оно решений будущего в минувшем, и как часто хотелось бы ему видеть для того предков во всевозможно полной картине, со всеми дробями их страстей, их отношений, далее ошибок и внешней одежды! Литература, столь важная часть общественного быта, должна занимать место в подробностях того, что настоящее обязано передать будущему.

Н. А. Полевой

 

Поэт на поприще слова должен быть так же безукоризнен, как и всякий другой на своем поприще. Если писатель станет оправдываться какими-нибудь обстоятельствами, бывшими причиной неискренности, или необдуманности, или поспешной торопливости его слова, тогда и всякий несправедливый судья может оправдаться в том, что брал взятки и торговал правосудием, складывая вину на свои тесные обстоятельства, на жену, на большое семейство, словом – мало ли на что можно сослаться. У человека вдруг явятся тесные обстоятельства. Потомству кет дела до того, кто был виной, что писатель сказал глупость или нелепость, или же выразился вообще необдуманно и незрело. Оно не станет разбирать, кто толкал его под руку: близорукий ли приятель, подстрекавший его на равновременную деятельность, журналист ли, хлопотавший только о выгоде своего журнала. Потомство не примет в уважение ни кумовство, ни журналистов, ни собственную его бедность и затруднительное положение. Оно сделает упрек ему, а не им. Зачем ты не устоял противу всего этого? Ведь ты же почувствовал сам честность знанья своего; ведь ты же умел предпочесть его другим, выгоднейшим должностям и сделал это не вследствие какой-нибудь фантазии, но потому, что в себе услышал на то призвание... ведь ты же получил в добавку к тому ум, который видел подальше, пошире и поглубже дела, нежели те, которые тебя подталкивали. Зачем же ты был ребенком, а не мужем, получа все, что нужно для мужа?..

И. В. ГогольА. Ермак. Чагудай

 

...литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни.

В. Г. Белинский

 

У писателя только и есть один учитель: сами читатели.

И. В. Гоголь

 

Что ж стало бы с литературой, если бы дела ее не защищались? У нас есть свой кассационный суд – это будущее. Счастлив тот, кто может предстать перед ним!

О. Бальзак

 

Каждый писатель, до известной степени, изображает в своих сочинениях самого себя, часто даже вопреки своей воле.

В. Гете

 

Слава или заслуга для некоторых людей – в том, чтобы хорошо писать, а для некоторых – в том, чтобы не писать вовсе.

Ж. Лабрюйер

 

...автору надобно иметь не только собственно так называемое дарование -то есть, какую-то особенную деятельность душевных способностей – но и. многие исторические сведения, ум, образованный логикою, тонкий вкус и знание света. Сколько времени потребно единственно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда нежели другим.

Н. М. Карамзин

 

Чтобы достигнуть полного успеха, необходимо, чтобы к красоте стиля присоединились выдающиеся идеи. Без этого литературное произведение не может выдержать испытания времени, особенно же испытания перевода...

К. Гельвеций

 

...никогда не следует исчерпывать предмет до того, что уже ничего не остается на долю читателя. Дело не в том, чтобы заставить его читать, а в том, чтобы заставить его думать.

Ш. Монтескье

 

..любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник!

М. А. Шолохов

 

Современный человек находится перед Гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка.

С. И. Вавилов

 

...любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.

М. Горький

 

Со временем душа, непрерывно оскверняемая сделками с совестью, мельчает, пружины благородных мыслей ржавеют, петельные крючья пошлости разбалтываются и начинают вращаться сами собою... Тот, кто мечтал о книгах, которыми он мог бы гордиться, растрачивает силы на ничтожные статейки, и рано или поздно совесть упрекнет его за них, как за постыдный проступок. Готовишься... стать великим писателем, а оказываешься жалким писакой.

О. Бальзак

 

...великий праздник – «хорошая, правильная» книга.

М. Горький

 

Любовь к книге ради книги не должна существовать... Жалости достойны те любители книг, книголюбы и книгоеды, которые, забывая человека, любят книгу ради ея самой, забывая, что живая сила человеческой мысли и чувства, в ней кристаллизованная, только тогда проявляется, как сила, когда вселяется в человека снова.

Н. А. Рубакин

 

...лучшие из книг – те, которые дают больше всего пищи для размышлений, ипри этом на самые различные темы.

А. Франс

 

Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные, в виде... дурных книг, к несчастью, часто привлекательны.

Л. Н. Толстой

 

...мы наблюдаем у подлинных поэтов-мыслителей, у подлинных писателей необъяснимое и редкостное нравственное явление, в котором наука с трудом может разобраться. Это своего рода второе зрение, позволяющее им в любых возможных положениях угадывать истину; или, вернее, какая-то сила, переносящая их туда, где они должны или хотят быть.

О. Бальзак

 

Оригинальнейшие писатели новейшего времени оригинальны не потому, что они преподносят нам что-то новое, а потому, что они умеют говорить о вещах так, как будто это никогда не было сказано раньше.

В. Гете

 

Во всяком деле лучше немного, но хорошего, чем много, но плохого. То же и в книгах.

Л. Н. Толстой

 

Мы не аристократы в литературе. Смотрим не на имена, а на произведения...

Н. М. Карамзин

 

...если позволительно смеяться над пустыми людьми, то, вероятно, позволительно смеяться и над пустыми книгами... если позволительно говорить: «не стоит вести и слушать пустых разговоров», то, вероятно, позволительно и говорить: «не стоит писать и читать пустых книг».

Н. Г. Чернышевский

 

Я страшно читаю, и чтение странно действует на меня. Что-нибудь, давно перечитанное, почитаю вновь и как будто напрягусь новыми силами, вникаю во все, отчетливо понимаю, и сам извлекаю умение создавать.

Ф. М. Достоевский

 

Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее.

А. Дюма-сын

 

Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему его место.

А. И. Герцен

 

Какое огромное богатство может быть в маленькой избранной библиотеке. Общество мудрейших и достойнейших людей, избранное из всех цивилизованных стран мира на протяжении тысяч лет, предоставило нам здесь в лучшем порядке результаты своего изучения и своей мудрости.

Р. Эмерсон

 

Книга есть то же колесо машины. Берегитесь этих черных строчек на белой бумаге; это силы, они составляют комбинации, сливаются, разъединяются, входят одна в другую, вращаются одна в другой, разматываются, связываются, сочетаются, работают. Одна строка кусает, другая жмет и давит, третья тянет, четвертая порабощает. Идеи – это своего рода система зубчатых колес. Вы чувствуете, что книга тянет вас. Она вас отпустит, только придав новый вид вашему уму. Иногда читатели отрываются от книги совершенно преображенными... Самые гордые умы, и самые тонкие, и самые деликатные, и самые простые, и самые великие подчиняются этому очарованию...

В. Гюго

 

Когда мы читаем книгу, чувство правдивого говорит нам: «Это ложь!» – при каждой неверной детали. Если это чувство говорит слишком часто и говорит всем, значит книга не имеет и не будет иметь никакой ценности. Секрет всемирного вечного успеха в правдивости.

О. Бальзак

 

Читается трояким образом: 1-е, читать и не понимать; 2-е, читать и понимать; 3-е, читать и понимать даже то, что не написано.

Я. Б. Княжнин

 

Есть очень много людей, которые читают только для того, чтобы не думать.

Г. Лихтенберг

 

Автор создает книгу, общество принимает или отвергает ее. Творец книги – автор, творец ее судьбы – общество.

В. Гюго

 

Нет шедевров, погибших в забвении. Ложь и угодничество писак не могут поддержать жизнь дрянной книги.

О. Бальзак

 

Несомненный признак всякой хорошей книги это тот, что она нравится тем больше, чем человек становится старше.

Г. Лихтенберг

 

Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и дурное общество.

К. Гельвеций

 

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Д. Дидро

 

Из произведений писателя следует печатать только то, что достойно чтения. Это мудрое правило повело бы к тому, что было бы меньше книг, а больше вкуса у читателей.

Вольтер

 

...природа, по-видимому, мудро позаботилась, чтобы человеческие глупости были преходящими, книги же увековечивают их. Дураку следовало бы довольствоваться уже и тем, что он надоел всем своим современникам, а он хочет досаждать еще и грядущим поколениям; он хочет, чтобы его глупость торжествовала над забвением... он хочет, чтобы потомство было осведомлено о том, что он жил на свете, и чтобы оно вовеки не за-: бывало, что он был дурак.

Ш. Монтескье

 

Есть книги, которые надо только отведать, есть такие, которые лучше всего проглотить, и лишь немногие стоит разжевать и переварить...

Ф. Бэкон

 

Что вы думаете о такой-то книге?

Что же думать? книга дурна, – говорит г-н А. – Это такая плохая книга, что о ней и говорить не стоит.

Но вы читали ее?

Нет, я не читал, но мне говорили г-жи Б. и Д. Но он не прибавляет того, что и г-жи Б. и Д. тоже не читали ее.

Ж. Лабрюйер

 

...яко пчела, падая по различным цветам и совокупляя медвяны сот, тако и аз, по многим книгам избирая сладость словесную и разум, и совокупих аки умех воды морския.

Даниил Заточник

 

...если прочтешь что-либо, то из прочитанного усвой себе главную мысль. Так поступаю и я: из того, что я прочел, я непременно что-нибудь отмечу...

...я не гнушаюсь заходить иногда и во вражеский лагерь, не в качестве перебежчика, но в роли лазутчика...

Сенека

 

...как съедающие очень много... не бывают здоровы более, нежели употребляющие в пищу лишь самое необходимое: так и истинно ученые бывают не те, которые читают многое, но те, которые читают полезное.

Аристипп

 

Когда в безвестности до срока,

Не на виду еще поэт

Творит свой подвиг одиноко,

Заветный свой хранит секрет,

Готовит людям свой подарок,

В тиши затеянный давно,-

Он может быть больным и старым,

Усталым – счастлив все равно.

А. Т. Твардовский

 

Нет, жизнь моя не стала ржавой, Не оскудело бытие... Поэзия – моя держава, Я вечный подданный ее.

М. Светлов

 

Но сила поэта

не только в этом,

что, вас

вспоминая,

в грядущем икнут.

Нет!

И сегодня

рифма поэта –

ласка

и лозунг,

и штык,

и кнут.

В. В. Маяковский

 

Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу, значит вновь увидать старого друга.

Вольтер

 

– Поэзия

– вся! –

езда в незнаемое.

Поэзия –

та же добыча радия.

В грамм добыча,

в год труды.

Изводишь

единого слова ради

тысячи тонн

словесной руды.

В. В. Маяковский

 

...стихи – совершеннейший из способов пользоваться человеческим словом и разменивать его на мелочи, пользоваться им для пустяков – грешно и стыдно...

В. Я. Брюсов

 

Прославим поэтов, у которых один бог – красиво сказанное, бесстрашное слово правды, вот кто бог для них – навсегда!

М. Горький

 

Как много поэтов думают, что они оказали услугу родине, воспевая героизм, самоотвержение, жертву! Но если они верили в них лишь устами, а не сердцем, если они видели в них лишь весело звучащие слова, а не суровую и трудную действительность, если они искали в них свой личный успех, а не благо других, – они унизили героизм, самоотверженность и жертву, а не послужили им. Виртуозы чувства, которые слушают самих себя и поют в чаянии рукоплесканий, пагубны, ибо они приучают душу к внутренней лжи.

Р. Роллан

 

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои – наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы тоже становимся поэтами, как он.

А. Франс

 

...для поэзии нет ничего слишком ничтожного и слишком великого; я могу в борьбе бедного парфюмера за существование прочесть героическую поэму; я показываю, что события скромной частной жизни, если связать их с причинами их и свести к их источнику, так же важны и интересны, как величайшие перевороты в жизни народов.

А. Ермак. Гренобль и ПифагорГ. Брандес

 

Золотых венков не надо, С ними счастья не добуду, Буду золотом увенчан – И поэтом я не буду!

Леся Украинка

 

...поэты, имея очень мало мыслей в своей поэзии, не могут иметь важного значения.

Н. А. Добролюбов

 

...в душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией...

Н. А. Некрасов

 

В капле воды, взятой из лужи, кишит целый мир живых существ; сутки – капля, выхваченная из будничной жизни, тоже содержит в себе целый мир в картинах, полных красоты и поэзии. Открой только глаза и гляди!

Х. Андерсен

 

...я всегда писал и пишу так, как чувствовал и думал... Если я в некоторых случаях и по некоторым поводам и выражаюсь свободнее других, то делаю это потому, что считаю поэзию не аристократическим салоном, куда являются только напомаженными и в блестящих сапогах» а считаю, что поэзия – храм, в который можно войти в лаптях и даже босиком.

Ш. Петефи

 

Уметь писать стихи не значит еще быть поэтом: все книжные лавки завалены доказательствами этой истины.

В. Г. Белинский

 

Что без страданий жизнь поэта?

И что без бури океан?

Он хочет жить ценою муки,

Ценой томительных забот.

Он покупает неба звуки,

Он даром славы не берет.

М. Ю. Лермонтов

 

На лире скромной, благородной

Земных богов я не хвалил

И силе, в гордости свободной,

Кадилом лести не кадил.

Свободу лишь учася славить,

Стихами жертвуя лишь ей,

Я не рожден царей забавить

Стыдливой музою моей...

Любовь и тайная свобода

Внушали сердцу гимн простой

И неподкупный голос мой

Был эхом русского народа.

А. С. Пушкин

 

...истинные поэты всех народов, всех веков были глубокими мыслителями, были философами и, так сказать, венцом просвещения.

Д. В. Веневитинов

 

Пока [поэт] выражает только немногие личные ощущения, он еще не поэт; но как скоро он усвоит себе мир и научится изображать его, он станет поэтом. И тогда он будет неисчерпаем и всегда нов; субъективная же натура скоро выскажет то немногое, что в ней заключено, и впадет в манерность.

В. Гете

 

Поэтический талант дает многое, когда он сочетается с хорошим вкусом и направляем сильной мыслью. Чтобы художественное творчество одерживало большие победы, необходимы для него широкие умственные горизонты. Только культура ума делает возможной культуру духа. Поэт, умственные интересы которого ограничены, роковым образом обречен на скудость и однообразие тем, и вместо бесконечности мировых путей пред ним всегда будут лишь тропки его маленького садика.

В. Я. Брюсов

 

...необходимо Ненавидеть для поэта; Все, что гнусно, нестерпимо Должен он сгонять со света.

В. Гете

 

...недостаточно для поэта излагать чувствования возвышенным тоном; следует также ощущать их возвышенною душою. Недостаточно одного непосредственного вдохновения; требуется вдохновение образованного духа. Все, что нам может дать поэт, – это его индивидуальность. Она должна быть достойна того, чтобы она могла быть выставлена перед светом и потомством.

Ф. Шиллер

 

Чем отличается Вольтер от всех наших молодых литераторов? Вольтер знает очень много, а наши молодые литераторы часто невежественны. Произведения Вольтера богаты мыслями, произведения же новейших писателей пусты. Они хотят петь, и у них хорошая глотка, но за отсутствием достаточных знаний они поют лишь приятные для слуха пустячки.

Д. Дидро

 

Стихи, которые не научают людей новым и трогательным истинам, недостойны, чтобы их читали. Нет ничего более достойного презрения, как проводить жизнь в рифмовании избитых мест, не заслуживающих названия мыслей.

Вольтер

 

Не следует думать, что действительность не представляет поэтического интереса; поэт именно тем и может доказать, что он даровит, когда откроет интересную сторону в самом обыкновенном сюжете. Действительность должна дать мотив, пункты, подлежащие выражению, зерно; сделать же из этого прекрасное и живое целое – задача поэта.

В. Гете

 

Поэт из глубины своего кабинета не может рисовать нравы, которых он не видел. Он скорее напишет сто од и сто посланий, чем одну сцену, в которой нужно заставить говорить природу.

Вольтер

 

Он [стихотворец] воображает, что говорит языком богов, когда говорит нечеловеческим языком.

Л. Вовенарг

 

Воспитанники муз! Пусть вас к себе влечет Не золотой телец, а слава и почет. Когда вы пишете и долго и упорно, Доходы получать потом вам не зазорно, Но как противен мне и ненавистен тот, Кто, к славе охладев, одной наживы ждет!

Н. Буало

 

...нет ни одного предмета, который был бы непоэтичен, как скоро поэт сумеет как следует им воспользоваться.

В. Гете

 

Когда стихи сияют совершенством, Они дарят читателя блаженством.

Джами

 

Ведь поэзия издавна любомудрию верна...

Длинный сказ поведать кратко – вот шаири в чем цена.

Кто лишь раз иль два случайно рифму сплел, тот не поэт.

Пусть не мнит себя поэтом! С мастерством тут сходства нет.

Шота Руставели

 

Всем на обильной земле обитающим людям любезны,

Всеми высоко честимы певцы;

их сама научила Пению Муза;

ей мило певцов благородное племя.

Гомер

 

О вы, кого манит успеха путь кремнистый, В ком честолюбие зажгло огонь нечистый, Вы не достигнете поэзии высот: Не станет никогда поэтом стихоплет...

Н. Буало

 

Знание органически связано с человеческим воображением... сила воображения увеличивается по мере роста знаний.

К. Г. Паустовский

 

До сих пор широко распространено мнение, что писатель и поэт могут работать лишь в минуты вдохновения. Не потому ли писатели годами ждут этого вдохновения и ничего не ищут?

Я убежден лишь в одном: вдохновение приходит во время труда.

Н. А. Островский

 

При знании технических законов своего ремесла поэт становится действительно господином своего языка. «Хочу и не могу» – восклицание «мудреца» в стихотворении Фета недостойно поэта, который отвечает словами Пушкина:

О чем, прозаик, ты хлопочешь? Давай мне мысль, какую хочешь...

В. Я. Брюсов

 

Радость, бешенство радости -солнце, озаряющее все, что есть, и все, что будет, – божественная радость творчества! Все радости жизни в творчестве. Любовь, гений, труд -все это вспышки сил, вышедших из единого пламени...

Творить – значит убивать смерть.

Р. Роллан

 

Можно много видеть, читать, можно кое-что вообразить, но чтобы сделать – необходимо уметь, а умение дается только изучением техники.

М. Горький

 

Творчество – высокий подвиг, а подвиг требует жертв. Всякие мелкие и эгоистические чувства мешают творить. А творчество – это самозабвенное служение искусству народа.

В. И. Каналов

 

Когда народная фантазия создавала сказочный ковер-самолет, кому могло придти в голову, что люди будут парить в воздухе на аэропланах?.. Фантазия, как и воображение, необходима художнику.

К. С. Станиславский

 

Любите искренне Гомера труд высокий, И он вам преподаст бесценные уроки.

Н. Буало

 

Творчество всякого талантливого автора обязательно отражает его личность, ибо в том-то и заключается художественное творчество, что внешний объективный материал перерабатывается вполне индивидуально, психикой художника.

В. В. Боровский

 

...только владея в совершенстве техникой, можно заставить зрителя забыть о ней.

О. Роден

 

Вдохновение – порыв страстный неопределенных желаний, – есть душевное состояние, доступное всем... Но [оно] все-таки остается только формой, выполнять которую приходится не дрожащими руками истерика, а спокойными ремесленника. Пар двигает локомотив, но не будь строго рассчитанного сложного механизма, не доставай даже в нем какого-нибудь дрянного винтика, и пар разлетелся, растаял в воздухе и нет огромной силы, как не бывало.

М. А. Врубель

 

...[вдохновение] – это такой гость, который не всегда является на первый зов. Между тем, работать нужно всегда, и настоящий честный артист не может сидеть сложа руки, под предлогом, что он не расположен. Если ждать расположения и не пытаться идти навстречу к нему, то легко впасть в лень и апатию. Нужно терпеть и верить, что вдохновение неминуемо явится тому, кто сумел победить свое нерасположение.

П. И. Чайковский

 

Ничем не ограничиваемое воображение создает мнимую действительность.

Е. М. Салтыков-Щедрин

 

Все великие ученые были в известном смысле великими художниками; человек, не обладающий воображением, может собирать факты, но не сделает великого открытия.

К. Пирсон

 

Призвание может быть указано и доказано только в том случае, когда ученый или художник жертвует своим спокойствием и своим благосостоянием, чтобы следовать своему призванию.

Л. Н. Толстой

 

Я понимаю, что вас так удивляет, что я могу заниматься зараз и литературой и математикой. Многие, которым никогда не представлялось случая более узнать математику, смешивают ее с арифметикою и считают ее такой сухой и бесплодной. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего столетия говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе. Только, разумеется, чтобы понять верность этого определения, надо отказаться от старого предрассудка, что поэт должен что-то сочинять несуществующее, что фантазия и вымысел – это одно и то же. Мне кажется, что поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это же должен математик.

С. В. Ковалевская

 

...фантазия есть природная сила в человеке... Не давая ей утоления, или умертвишь ее, или обратно, – дашь ей развиться, именно чрезмерно (что и вредно)...

Ф. М. Достоевский

 

Природа слишком сильна и своеобразна, чтобы взять ее, так сказать, целиком, померяться с нею ее же силами и непосредственно стать рядом; она не дастся. У нее свои слишком могучие средства. Из непосредственного снимка с нее выйдет жалкая, бессильная копия. Она позволяет приблизиться к ней только путем творческой фантазии.

Иначе было бы слишком просто быть художником.

Стоило бы только, по совету одного лица в «Разъезде» Гоголя, сесть у окна да записывать, что делается на улице, и вышла бы комедия или повесть.

И. А. Гончаров

 

Странное, однако ж, это всемогущее призвание. Я хорошо знал, что живопись – моя будущая профессия, мой насущный хлеб. И, вместо того чтобы изучить ее глубокие таинства, и еще под руководством такого учителя, каков был бессмертный Брюллов, я сочинял стихи, за которые мне никто ни гроша не заплатил и которые, наконец, лишили меня свободы и которые, несмотря на всемогущее бесчеловечное запрещение, я все-таки втихомолку кропаю. И даже подумываю иногда о тиснении...

Т. Г. Шевченко

 

Все высокое и прекрасное в нашей жизни, науке и искусстве создано умом с помощью фантазии, и многое – фантазиею при помощи ума. Можно смело утверждать, что ни Коперник, ни Ньютон без помощи фантазии не приобрели бы того значения в науке, которым они пользуются.

Н. И. Пирогов

 

Пока я сознаю, что вызванные мною образы принадлежат только моему воображению, до тех пор я тешусь ими, я властвую над ними и волен избавиться от них, когда захочу. Но как только яркость вызванных образов ослепила меня, как только я забыл свою власть над ними, так эта власть и пропала...

Д. И. Писарев

 

Да вьется всегда вокруг цепи правил серебряная нить фантазии.

Р. Шуман

        

...механизм, т. е. техническое мастерство следует развивать от ранних лет, чтобы художник, начав размышлять и чувствовать, передал свои мысли верно и без всякого затруднения; чтобы карандаш бегал по воле мысли: мысль перевернется, и карандаш должен перевернуться.

К. П. Брюллов

 

Священный огонь не загорается сам собой, – чтобы он запылал, нужно собрать топливо, сложить его в очаг и раздувать, иногда долго раздувать, пока удастся добиться первых проблесков пламени. Тогда, действительно, если все было хорошо подготовлено в очаге, этот огонь начинает постепенно согревать вас, он светит, он сверкает, он вас обжигает, но, повторяю, для этого нужно потрудиться.

Виолле ле Дюк

 

...едва есть ли высшее из наслаждений, как наслаждение творить.

Н. В. Гоголь

 

Как не дробите жизнь, она всегда едина и цельна. Говорят: для науки нужен ум и рассудок, для творчества – фантазия, и думают, что этим порешили дело начисто... А для искусства не нужно ума и рассудка? А ученый может обойтись без фантазий?

В. Г. Белинский

 

Прекрасная вещь – законченная виртуозность, когда она – средство для передачи подлинных произведений искусства.

Р. Шуман

 

Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него недалеко уйдет и ученый, без него немного сделает даже и ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде.

В. Г. Белинский

 

Вдохновение – есть расположение души к живейшему принятию впечатлений, следственно к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных.

Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии. Критик смешивает вдохновение с восторгом. Нет; решительно нет: восторг исключает спокойствие, необходимое условие прекрасного. Восторг не предполагает силы ума, располагающей части в их отношении к целому. Восторг непродолжителен, непостоянен, следственно не в силе произвесть истинное великое совершенство...

А. С. Пушкин

 

Только ум может долгое время питать другой ум, в одиночестве долго творить невозможно.

Стендаль

 

В молодом даровании есть что-то наивное и смелое, напоминающее прелесть детства и его счастливое равнодушие к условностям, тяготеющим над людьми зрелого возраста. Поэтому гораздо удивительнее, когда смелость обнаруживают знаменитые мастера на склоне своего творческого пути. Дерзать, когда рискуешь уже достигнутыми в прошлом завоеваниями, – бесспорно признак большой силы.

Э. Делакруа

 

У скрытой и замкнутой вначале сущности вселенной нет силы, которая могла бы противостоять дерзанию познания; она должна раскрыться перед ним, показать ему свои богатства и свои глубины и дать ему наслаждать.

Гегель

 

Стремление к новому есть первая потребность человеческого воображения.

Стендаль

 

Неумелый всегда производит не то, что он хочет произвести, потому что он не господин над своим собственным деланием, между тем как тот рабочий может быть назван умелым, который производит предмет таким, каким он должен быть, и который в своем субъективном делании не находит никакого сопротивления цели.

Гегель

 

Что вдохновенье долго ждать? Поэт – властитель вдохновенья. Он должен им повелевать.

В. Гете

 

...одной из главный сторон художественного творчества является внешняя работа, так как художественное произведение имеет в себе чисто техническую сторону, доходящую в некоторых отношениях даже до ремесленности... Никакое вдохновение не может достичь этой умелости, ее можно достигнуть лишь посредством размышления, рачительности и упражнения. Однако художник нуждается в такой умелости, чтобы овладеть внешним материалом и не встречать помехи в его неподатливости.

ГегельА. Ермак. Чешуйки бытия

 

Чтобы творить – в уединенье, О художник, уходи! Довершать свое творенье В круг других людей иди!

В. Гете

 

Человеческие фантазии продолжаются вплоть до могилы... Без фантазии мы не могли бы сократить нашего одиночества... Кто не умеет сдерживать своей фантазии – тот фантазер; у кого необузданная фантазия соединяется с идеями добра – тот энтузиаст; у кого беспорядочная фантазия – тот мечтатель.

И. Кант

 

…вдохновение... есть не что иное, как то, что находящийся в состоянии вдохновения весь поглощен предметом, всецело уходит в него и не успокаивается, пока он не найдет вполне соответствующую художественную форму и не даст ей последнего чекана, не доведет ее до совершенства.

Гегель

 

В каждом художнике заложен росток дерзновения, без которого немыслим ни один талант.

В. Гете

 

Писатель должен быть мужественен, потому что жизнь его тяжела. Когда он один на один с чистым листом бумаги, против него решительно все. Против него миллионы написанных раннее книг – просто страшно было подумать! Против  него хлопоты, дела. Даже дождь против него... Писателю никто ничем не поможет, он все должен делать сам. Никому нет дела до этого, болен ты или здоров, за свое ли дело взялся, сыт ли ты и твоя семья, и чем ты будешь жить завтра.

Настоящий писатель работает по десять часов в день. Иногда не пишется ни строчки, и наступает тоска: чем же это я занимаюсь? А другой раз за несколько дней пишется неплохой рассказ или даже повесть. Но это редко бывает.

Писатель должен быть трижды мужественен, чтобы не смотря на свои несчастья, неудачи и срывы, нести людям радость свидетельства и говорить без конца, что жизнь должна быть лучше.

Ю. Казаков

 

Что касается уменья, то нужно следить за тем, чтобы оно было основательно, а не поверхностно. Не следует показывать вида, будто имеешь сведения о вещах, которые затем все равно не в состоянии будешь осуществить на деле. Основательность должна быть присуща уменью, и она постепенно должна обратиться в привычку в образе мыслей... Уменье составляет признак таланта.

И. Кант

 

Фантазия, лишенная разума, производит чудовищ; соединенная с ним, она – мать искусства и источник его чудес.

Ф. Гойя

 

Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком...

Воображение – это способность вызвать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей...

Д. Дидро

 

Правдиво изобразить внутреннее во внешнем было наивысшим и единственным желанием величайших мастеров. Они не только стремились изобразить со всею верностью действительности содержание предмета: они хотели, чтобы это изображение заступило место самой природы и даже, в отношении внешнего явления, превзошло ее.

В. Гете

 

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник.

И. А. Крылов

 

Нет ни искусства без упражнения, ни упражнения без искусства.

Протагор

 

...упражнение, друзья, дает больше, чем хорошее (природное) дарование.

Эпихарм

 

Еще больше загадок, дразнилок, скороговорок, подколов, частушек в сборнике Александр Ермака "Непечатный фольклор"

 

 

 

 

 
   

 

См. также:

«Большие П.»

Детский фольклор

Литературные анекдоты

«Шавела»

«Записки электрического автора»

Александр Ермак

 

۩

   
 

 

Купить, скачать, читать книги Александра Ермака